Образовательные стандарты и требования

Применяемые федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования с приложением их копий или размещением гиперссылки на действующие редакции соответствующих документов

 

Утвержденные образовательные стандарты, самостоятельно устанавливаемые требования с приложением образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых требований в форме электронного документа или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к образовательному стандарту в форме электронного документа

 


 

Дополнительное образование — особая сфера образования, официально обозначенная в Федеральном законе «Об образовании в РФ», которая не является уровнем образования, выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных общеобразовательных программ.

Федеральных государственных образовательных стандартов применительно к дополнительному образованию нет.

Образование в МБУДО ДДТ с.Ракитное осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказы Министерства и науки Российской Федерации по ФГОС:

« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».

1.Введение.

В России в настоящее время появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Данные нормативные документы создают предпосылки для развития учреждений дополнительного образования в плане сотрудничества с общеобразовательными школами, т.к. требованиями стандартов общего образования в основной образовательной программе предусмотрена внеурочная деятельность.

2.Основная часть

2.1 Федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1)Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы общего образования

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые  результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Содержательный раздел должен определять содержание общего образования и включать образовательные программы:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на данной ступени общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

программу воспитания и социализации обучающихся на данной ступени общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и содержать:

-учебный план общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

-систему условий реализации основной  образовательной  программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20 % от общего объема основной образовательной программы.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

преемственной по отношению к предыдущей ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ .   Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы :

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

2.2 Программы дополнительного образования детей.

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании», к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

Целью образовательной программы учреждения является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива это:

-документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат;

-документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

-индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.

Примерная классификация программ дополнительного образования детей, типы программ: типовая (примерная); модифицированная или адаптированная; экспериментальная; авторская.

В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности учреждения дополнительного образования педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива должна:

-иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представление о перспективах развития, т.е. создавать максимально полное представление о целях и задачах, этапах реализации, о прогнозируемых результатах и механизмах их достижения;

-сочетать действия, направленные на творческое развитие личности каждого ребенка и на создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей;

-давать представление о задачах и конечных результатах работы с детьми в данном учебном году и о собственных критериях их оценки;

-содержать собственную систему диагностики;

-содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;

-предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами;

-осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;

-планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка;

-предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий;

-быть гибкой и допускать внесение изменений;

-создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

-обеспечивать качество образования, при котором уровень развития детей адекватен современному уровню общественного развития.

3.Заключение.

Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.

Однако, в связи с тем, что нет жёстких стандартов-требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению в сфере дополнительного образования детей существует несогласованность между уровнем поставленных задач и получаемым в итоге результатом.

Если государственная политика не остановится на достигнутом, на новой концепции образования, а коснётся, наконец, дополнительного образования детей, если появятся федеральные стандарты обеспечения учреждений дополнительного образования детей, полностью профинансированные государством, то можно будет говорить о созда

Дата обновления страницы: 17.08.2021